Скорее всего Белорусский автомобильный завод назван именно так из-за определенного неблагозвучия, создаваемого топонимом Жодино. ЖоАЗ? Такое себе. С другой стороны, именно БелАЗ по моему мнению является флагманом машиностроения республики и тяжелой промышленности вообще — так почему бы ему не отвесить наиболее емкое слово в название («белорусский»)?. Дело ведь не только в том, что завод выпускает самые большие машины в мире (и в принципе самую грузоподъемную, модель 75710), но и точно единственный в Беларуси, являющийся конкурентноспособным на мировом автомобильном рынке. Да, Жодино — это БелАЗ, большая часть семей города так или иначе связана с заводом. Жодино — это БелАЗ, потому что город вырос вместе с основным предприятием и продолжает быть одним из наиболее демографически успешных.
Несмотря на то, что деревня Жодин существует несколько сотен лет, город, появившийся на ее месте, отсчитывает свою историю с даты получения соответствующего статуса — с 1963-го. Незадолго до этого из окрестных деревень и поселка при электростанции собрался единый рабочий поселок, а уже с закладкой завода БелАЗ дело пошло быстрее. За 30 лет Жодино выросло в 10 раз, его население стабилизировалось в 90-х, достигнув 60 тысяч человек. Растет город и сейчас, но только за счет естественных причин (рождаемость превышает смертность) и незначительного положительного сальдо миграции.
Жодино соединено с Минском железной дорогой и автотрассой Р53 Слобода — Борисов. Автотрасса в границах города называется проспектом Ленина, она протыкает его насквозь и почти на всем протяжении широкая многополосная магистраль. Маршрутки в Жодино идут от станции метро «Восток» в час пик буквально каждые 10 минут, уехать в город не проблема практически в любое время суток.
Начало проспекта Ленина на границе города и многоэтажной застройки:
Вся многоэтажная часть города разделена на пронумерованные микрорайоны от 2-го до 12-го. Особняком стоят 5-й (промзона и поля фильтрации), 9-й и 10-й (фактически пустыри, оставленные на перспективу) и 1-й (его как бы нет, но он явно «спрятан» в одной из наиболее старых частей населенного пункта, и я ставлю на двухэтажки вокруг ГРЭС).
Перекресток Ленина и Рокоссовского разделяет 6-й и 8-й кварталы:
Основные массивы жилья разумно расположены в непосредственной близости от БелАЗа. Где-то даже в шаговой доступности, где-то в нескольких остановках общественного транспорта. Увы, из наиболее отдаленных частей Жодино точно придется ехать, хотя и без того посадка микрорайонов роскошная в плане предполагаемых затрат времени на дорогу до работы и домой.
Еще интересно: значительная часть жилья в городе построена из комплектов МАПИД. Гулять по Жодино — это почти как по Сухарево или Ангарской в столице:
Внешняя сторона панелей раскрашена абстрактными рисунками либо на «вышиваночные» мотивы.
Забавные граффити:
Длинный бульвар вдоль четной стороны проспекта заставлен выставкой лавок от большинства предприятий города. Выглядит это ужасно безвкусно — потраченных денег жаль: их хватило бы на приличную дизайнерскую уличную мебель.
Простить можно только лавочку от БелАЗа и то — с натяжкой.
Перекресток проспекта Ленина и улицы 50 лет Октября. Она является границей 6-го и 3-го микрорайонов.
Строительство новой детской поликлиники:
Пролет от перекрестка с улицей 50 лет Октября до следующего, с улицей 40 лет Октября, играет важнейшую роль в общественной жизни Жодино. Здесь сконцентрированы крупнейшие торговые и центры бытовых услуг города, рынок, гирпермаркет и автостанция.
Автостанция:
Жодино по отношению к району, в котором расположено (Смолевичский), обладает уникальным преимуществом в виде собственного автотранспортного предприятия. Основной узел пригородных и междугородних перевозок находится именно здесь, в то время как в Смолевичах они почти полностью отданы на откуп частным компаниям.
Круговой перекресток проспекта Ленина, улицы 40 лет Октября и проспекта Венисьё. Это один из городов-побратимов Жодино во Франции.
Чуть дальше по проспекту пункт выдачи заказов 21vek.by в отдельно стоящем павильоне (точный адрес Калиновского, 13):
Но для дальнейшего знакомства с городом разумно повернуть именно на 40 лет Октября. Она ведет к центральной проходной БелАЗа и старейшим микрорайонам, построенным в духе соцгорода.
Ближе к заводу:
Предприятие знало разные времена, успешные и не очень. В год написания этого текста период был, увы, «не очень» — завод в основном работал на склад, терял рынки сбыта и увяз в долгах.
Дверь была открыта, я вошел.
По территории предприятия разъезжает электробус «Белкоммунмаш», который позволяет заодно показать масштаб собирающихся здесь машин.
Крупнейшие звери мира:
Столовка и ресторан завода:
От проходной начинается проспект Мира с пешеходной частью. Его венчает скульптура «Волат»:
По нечетной стороне проспекта расположен 2-й микрорайон Жодино, наиболее старый, если не считать ГРЭСовского еще времен рабочего поселка. Выполнен он по канонам так называемого соцгорода: строгая планировка, насыщение объектами соцкультбыта и наличие обязательной парадной части.
Центр микрорайона занимает площадь и дворец культуры. Проект типовой, но один из самых редких — положен был только крупнейшим предприятиям страны (я знаю три инкарнации здания, еще в Могилеве и Гомеле).
Площадь:
Сквер, переходящий далее в парк культуры и отдыха со стадионом:
Пешеходная улица имени Дмитрия Сырокваша (давнишний директор БелАЗа):
Жаль, что совсем устала и требует ремонта:
Упирается она в старенькое здание, видимо, бывшее когда-то первым заводоуправлением и главной проходной до ввода в эксплуатацию новой. Это логично: прямой прострел через микрорайон по пешеходке, угадываемое направление потоков трудящихся к станкам…
Взгляд во двор:
Улица 40 лет Октября:
Крайне необычный горком Жодино:
Небольшая площадка с гербами всех городов-побратимов. В галерее не все, там было больше:
Я позволил себе еще несколько шагов по подворотням микрорайона, чтобы найти здание по адресу Молодежный переулок, 3.
Это любопытный артефакт. Жодино, став в 1924-м году центром Жодинского сельсовета, не потеряло этот статус, превратившись в крупный промышленный город. Это крупнейший белорусский город, одновременно являющийся центром сельской администрации, но не являющийся центром районной, а напрямую подчиняющийся Минску.
Разумеется, это не имеет никакого значения, просто люблю прикольные нюансы.
Вольная энциклопедия «Белорусская глубинка» существует на пожертвования людей и бизнеса, а в благодарность за помощь распространяет контент бесплатно без каких-либо ограничений. Если вам нужны фотографии города Жодино Смолевичского района в большом разрешении без водяных знаков, пожалуйста, напишите мне письмо по адресу denis.blisch@gmail.com. Дата и время съемки указаны в названии файлов.
Анонсы обновлений проекта публикуются в телеграм-канале «Белорусская глубинка».