Когда Минску назначали города-спутники, внешне перспективней всех смотрелся Заславль, но «победили» в этой гонке Смолевичи. В ближайшем к Минску райцентре принялся расти микрорайон многоэтажек, куда добровольно-принудительно отправляют очередников, снабжая их дешевыми кредитами и панельным счастьем в поле у трассы на Борисов. Процесс роста Смолевичей идет не ахти как, но в других спутниках он не идет вообще. Правда, это только один микрорайон… Вне его границ райцентр остается обычным белорусским райцентром, будто даже не из столичного пригорода, а у черта на куличках.
Через Смолевичи проходит железная дорога Минск — Орша, в пределах города два остановочных пункта: одноименная станция и платформа «Заречное». Станция лежит в длинном аппендиксе в нескольких километрах от центра, это следствие расположения ее далеко за историческими границами Смолевичей. За полтора столетия город дорос до станции, пустив «щупальце», но сути это не изменило — остановка слишком неудобна для пассажиров, приезжающих в райцентр. В послевоенное время возник остановочный пункт Заречное (на картах возникает где-то между 60-ми и 70-ми годами) без путевого развития. На нем не могут разворачиваться поезда, только следовать транзитом, что порождает сложности с запуском «городских линий». Красные «штадлеры» доезжают лишь до станции Смолевичи, превращая саму задумку связи города-спутника со столицей в фарс.
Вокзал:
Вокзал был обновлен к открытию движения на аэропорт по старой грузовой ветке, но организация этого движения была настолько бестолковой, что просуществовало оно всего ничего — ныне существуют планы строить отдельную ветку прямо из Минска (не построят, конечно).
В межвоенное время вокруг станции вырос поселок торфозавода имени Гая, немного обезбашенного армянского революционера, закончившего свой путь в застенках НКВД (следствие пьяной болтовни, к слову: Гая Гай разоткровенничался о своем отношении к Сталину и был слит особистам бдительным собутыльником). По иронии судьбы Гай умудрился одновременно быть почетным гражданином Минска и арестованным как раз в Минске.
На станции делают остановки некоторые поезда дальнего следования, но только межобластные (на Оршу и Витебск). Типа таких синих «штадлеров»:
Недалеко от станции начинается улица Советская, главная улица города. Здесь она глубоко деревенская, безлюдная, почти заброшенная и оканчивается тупиком, упираясь в рельсы. Советская — именно то щупальце, которым тянулись Смолевичи к своей станции. Сначала она была просто связующим трактом, но уже сотню лет назад обросла застройкой.
Планировка Смолевичей и не слишком удобное по нынешним понятиям размещение станции железной дороги оказывают влияние на развитие райцентра до сих пор. Пока не было платформы «Заречное» в центре, власти успели построить автостанцию на полпути между ядром города и вокзалом. Это было настолько неудачное место, что автостанция умерла, превратившись в декорации фильма «Чернобыль».
Отсутствие собственной базы для отдыха водителей и отстоя машин привело к полной деградации пригородного движения в районе. За исключением всего трех маршрутов все связи обеспечиваются Минском и частными перевозчиками на микроавтобусах. Ничего подобного ни в одном районе страны больше нет.
Теперь в город.
Школа №2 по пути:
Деревянно-силикатные дома:
Неожиданная встреча — типовой универмаг, обычно располагаемый на центральной площади, но не посреди частного сектора.
Перекресток Советской и Ленинской, уже ближе к центру. Крупный узел почтовой связи:
РОЧС и кринжовая остановка при нем:
Неожиданно прикольное здание — баптистская церковь? супермаркет? Нет! Государственное учреждение «Смолевичский городской молодежный центр Смородина».
Главная площадь райцентра называется Центральной, она образована в месте пересечения Советской и Первомайской улиц. Это наиболее старая часть Смолевичей, так что, вероятно, площадь сохранилась вообще с незапамятных времен.
Основной акцент у классического «райкомовского» здания «с колоннами». Один из наиболее распространенных вариантов исполкома первых послевоенных десятилетий.
Типовое здание художественной школы. Назначение у здания не менялось.
Дом культуры тоже типовой, но это редкая модификация со стрельчатой крышей известного проекта «с аркой». Подозреваю, что стрельчатые крыши появились как ответ на государственный заказ по удешевлению строительства в регионах.
Обновленный в духе агроренессанса монумент в память о погибших на войне. Кафель цвета топленого молока, дешевая бетонная плитка, мрамор из каталога «эконом-класс». Ужасно все это.
Свернул на Комсомольскую, чтобы дойти до новых микрорайонов Смолевичей. Баня, пивная, парикмахерская под одной крышей:
Могучие фундаменты усадебных домов, вынужденно построенных на склоне поймы Плисы:
Кстати, вот и она:
Появляется робкая многоэтажная застройка:
Костел, освященный в честь того самого святого Валентина, который по мнению маркетологов является охранителем всех влюбленных.
Комсомольская уходит прямо к трассе Р53:
Мой путь лежит западнее через реконструируемый детский парк, если верить карте. В реальности это какой-то пустырь, в который воткнули несколько лавочек и заканчивают широкий тротуар. Удивительное расходование бюджетных средств, конечно.
До тех пор, пока Смолевичи не назначили спутником Минска, райцентр развивался и сам. Вот это детище его самостоятельной эволюции — микрорайон Северо-Запад.
Новенький детсад №6:
Холм естественного происхождения позволяет оценить застройку с высоты:
Под спутник райцентр выделил гигантский кусок земли в границах Комсомольской, Социалистической и Белореченской улиц. Кусок прилегает прямо к трассе на Минск, что оставляет любые надежды на тяготение его будущих жителей к далекой отсюда железной дороге. Тысячи смолевичан будут каждое утро набивать маршрутки и автобусы, устраивать заторы личными автомобилями на и без того напряженном шоссе. Странное решение.
Строится микрорайон чисто по лекалам Минска. Безумные лабиринты из многоэтажных домов, преследующие ровно одну цель: вместить как можно больше людей на как можно меньшей площади, в притирку пройдя по всяким нормам.
Вторая очередь строительства внезапно видоизменила внешность застройки. Людоедские десятиэтажки уступили место благоразумным и соразмерным пятиэтажкам. Жаль широченные проспекты уже никуда не денешь…
Рано или поздно белорусы поймут, что покупать жилье в таких районах нельзя. Пока же имеем что имеем.
Вольная энциклопедия «Белорусская глубинка» существует на пожертвования людей и бизнеса, а в благодарность за помощь распространяет контент бесплатно без каких-либо ограничений. Если вам нужны фотографии города Смолевичи Минской области в большом разрешении без водяных знаков, пожалуйста, напишите мне письмо по адресу denis.blisch@gmail.com. Дата и время съемки указаны в названии файлов.
Анонсы обновлений проекта публикуются в телеграм-канале «Белорусская глубинка».