В межвоенное время торф как энергоноситель значил для Беларуси очень много. Особенно в 30-е годы: топливный баланс республики почти на три четверти зависел от этой субстанции. На исходе 20-х годов пригороды Минска прошили многочисленные узкоколейные железнодорожные системы, обеспечивавшие доставку торфа с месторождений к станциям перевалки. В 1934-м столица запустила ТЭЦ-2, и для этой электростанции понадобилось существенно больше энергоносителя, чем могли дать ближайшие разработки в районе Цны. Так появился торфозавод «Красное Знамя» около Жодино и его спутник поселок Черницкий.
После войны завод не работал, но причины такого решения сейчас выяснить невозможно. Вероятно, изменилась стратегия развития энергоотрасли, хотя и в 40-е и в 50-е торф оставался наиболее значимым топливом страны, занимая до 70% в балансе. Скорее всего был сделан прогноз по росту энергопотребностей Минска, который быстро выходил за рамки возможностей торфа.
В общем, «Красное Знамя» не восстановилось. Насыпь под узкоколейку, что вела к одноименной станции перевалки на широкую колею, использовали под автодорогу (сейчас шоссе Н9650), ну а поселок Черницкий зажил новой жизнью.
Маршрутка из Минска на конечной остановке у перекрестка улиц Черницкой и Майской:
Еще живой магазин государственной кооперативной сети:
Ядро поселка было сформировано в первой половине 30-х годов, но населенный пункт получал развитие и дальше: если судить по примененным сериям жилых многоквартирников, этапы расширения пришлись на 50-е и 70-е годы.
Силикатная трехэтажка на фоне довоенных сталинок:
Так сказать входная группа:
Центральная улица Черницкого (так и называется — Центральная) с застройкой с возрастом под 100 лет. Раскраска, конечно, дело рук современных художников. В межвоенку и после такая красота не практиковалась, в лучшем случае была положена побелка.
Со дворов:
Двухэтажка в монотонном желтом. Как узнать, что перед тобой здание, построенное до войны? Сплошное остекление лестничных пролетов как признак экономии электроэнергии или полного ее отсутствия.
Вид в противоположную сторону Центральной. Она по местному шоссе вольется в итоге в дорогу Р59 Логойск — Смолевичи — Червень — Марьина Горка.
Восстановить когдатошнюю функциональную принадлежность зданий сложно, но кое-что получилось. Вероятнее всего это был ФАП:
А это магазин… Или наоборот — первым был ФАП, вторым магазин 🙂
Брошенное заводоуправление:
Винтажный сельский клуб, причем до сих пор работает!
Еще застройка. Если первый дом в ряду снимков (более массивный) довоенный, то второй это уже типовой послевоенный, просто удачно мимикрирует под застройку.
Перед школой поселка образован сквер. Одна из сторон сквера также занята жилым домиком:
Здание школы также типовое, позднесталинское. Учащихся немного, поэтому в одном строении и детсад, и библиотека.
Дальше по Центральной улице:
Старое заброшенное здание детсада «Колосок»:
После «Колоска» каменная застройка исчезает, уступая место усадебной частной. На улице зябко, фотографии сделаны в январе.
Безвременье, ушедшая эпоха.
Вольная энциклопедия «Белорусская глубинка» существует на пожертвования людей и бизнеса, а в благодарность за помощь распространяет контент бесплатно без каких-либо ограничений. Если вам нужны фотографии поселка Черницкий Смолевичского района в большом разрешении без водяных знаков, пожалуйста, напишите мне письмо по адресу denis.blisch@gmail.com. Дата и время съемки указаны в названии файлов.
Анонсы обновлений проекта публикуются в телеграм-канале «Белорусская глубинка».