Крайняя северная точка Бешенковичского района приходится на агрогородок Улла, перекресток двух республиканских трасс и мостовой переход через Западную Двину. Мостов через эту реку дефицит: к востоку от Уллы ближайший на объездной Витебска, а к западу только в Полоцке. В последние годы бешенковичский паром заменен на понтонную переправу, но у понтона ряд ограничений по пропускной способности и допустимым нагрузкам. Плюс холодное время года. Улла — бывший районный центр и бывший поселок городского типа. В ней еще можно распознать элементы, характерные городской застройке. Тем и интересна!
Ехал я в агрогородок рейсовым автобусом из Бешенковичей и попросил остановиться на южной границе населенного пункта, чтобы пройти пешком его из конца в конец.
В наиболее далекой от центра точке поставлена сельская школа и ФАП. Почему так, казалось бы, неудобно? Скорее всего, чтобы выполнять некую норму шаговой доступности с соседней деревней. Шаговая доступность? Автобус не положен.
Основная трасса превращается в главную деревенскую улицу имени Романова, а я ухожу параллельной ей Кореневского. Поначалу улица Кореневского грунтовая.
Застройка совсем дырявая: отдельные хатки на пустырях, сосны, песочек…
Комплексная каменная застройка начинается с территории Улльского государственного профессионального лицея имени Доватора (Герой СССР родился неподалеку отсюда). Готовит трактористов-машинистов, водителей, профессионалов строительных работ, поваров и даже операторов машинного доения.
Центральная аллея на территории лицея, слева в силикатном исполнении типовое общежитие.
Памятник Доватору:
Через футбольное поле учебного заведения просматривается двухэтажное здание, на карте обозначенное как детский сад и сельсовет одновременно. Что ж, бывает и такое.
Дальше по аллее два жилых многоквартирных дома, один из кирпича, другой объемно-блочный. Обычно они предназначаются для педсостава.
Аллея выводит к главной площади агрогородка, начавшейся формироваться во времена Уллы как райцентра. Увы, процесс этот успел проинспирировать лишь появление памятника Ленину.
Ильич у скульптора получился радостный, будто призывающий славить его и всю ту кашу, что он заварил в начале XX века.
От площади начинается строго общественная территория Уллы, без привязки к лицею. Улица Доватора:
Кафе:
Магазин «Лакомка» и почта:
Музыкальная школа и библиотека (а скорее всего ранее здание общеобразовательной школы до постройки замены на окраине):
Застройка Уллы радует глаз разнообразием и сохранностью деревянных усадеб. В агрогородке сохранилось множество довоенных жилищ, но есть и постройки советских времен, конечно.
Улица подходит к перекрестку с Ленинской:
Отсюда видны башенки прекрасной православной Троицкой церкви:
Ближе:
Совсем близко:
Отсюда по Ленинской я вернулся к трассе Р113, чтобы перейти реку и продолжить поездку по плану. Судя по узости улицы, передо мной наиболее старая часть Уллы:
Пожарка:
Страшная красота!
Перекресток Ленинской и Р113:
Шоссе тут же начинает взбираться на крутую насыпь, сооруженную еще в довоенное время. Она является элементом нереализованного проекта ширококолейной железной дороги Лепель — Витебск, отмененного в связи с наступлением войны.
Улла остается внизу:
Пролеты, разумеется, сооружены уже в советское время специально для автомобильного движения, но лежат они на опорах под железнодорожный мост. Высота приличная!
Западная Двина в этом месте является границей Бешенковичского и Шумилинского районов.
Вольная энциклопедия «Белорусская глубинка» существует на пожертвования людей и бизнеса, а в благодарность за помощь распространяет контент бесплатно без каких-либо ограничений. Если вам нужны фотографии агрогородка Улла Бешенковичского района в большом разрешении без водяных знаков, пожалуйста, напишите мне письмо по адресу denis.blisch@gmail.com. Дата и время съемки указаны в названии файлов.
Анонсы обновлений проекта публикуются в телеграм-канале «Белорусская глубинка».