Не центр сельсовета, не агрогородок и даже не деревня с элементами каменной застройки — что же я делаю в Андреевичах, где живет всего 100 человек? Все дело в нежно любимой мной железной дороге: в этом месте построен узел, дающий начало двум маршрутам в Польшу из Беларуси. Магистраль, выходя из Волковысска, в Андреевичах раздваивается: южная линия продолжается в Гайнувку, а северная в Белосток. В реальности действует только первая, по ней даже сохраняется относительно устойчивое грузовое движение. Вторая законсервирована в начале 90-х, хотя физически сохраняется. Летом 2021-го на ней «убито» и пригородное движение — дизель-поездов до последней станции у границы (Берестовицы) больше нет.

Приехать в Андреевичи можно локальными дорогами из центра сельсовета, агрогородка Гнезно, а также свернув с трассы Р99. Из Гнезно вообще ведет гравейка, хотя в более или менее приличном состоянии:

Деревня Андреевичи Волковысского района

После пересечения въездного знака появляется асфальтовое покрытие, но широта проезда остается прежней. Все это было рассчитано на какой-то другой транспорт 🙂

Деревня Андреевичи Волковысского района

Главная улица не имеет названия. Дома на ней, а также на перпендикулярном переулке, имеют адрес типа деревня Андреевичи, дом №1.

Деревня Андреевичи Волковысского района

Деревня Андреевичи Волковысского района

В какие-то моменты дома просто пропадают, к краям проезжей части подступают кустарники и молодые деревья. Все это последствия сноса пустующих строений. Здесь тоже стояли дома, теперь ничего нет:

Деревня Андреевичи Волковысского района

В конце улицы появляется насыпь железной дороги и смонтирован переезд через пути. Мне туда:

Деревня Андреевичи Волковысского района

Деревня Андреевичи Волковысского района

Деревня Андреевичи Волковысского района

Удивительно еще и то, что Андреевичи по сути станция островного типа, то есть с расположением вокзала между путями. По такому принципу устроены, например, станции в Столбцах и Орше. Хотя северная сторона не используется для транзитного движения.

Вид на Волковыск:

В польские времена и даже послевоенные советские здесь было довольно активное движение, сейчас не просто запустение — упадок. Грузы продолжают идти по южному усу на городок Свислочь и потом в польскую Гайнувку, по северному не осталось ничего, даже двух пар дизель-поездов. Формально это действующий аппендикс до станции Берестовица в агрогородке Пограничный, но в реальности там просто некому генерировать грузопоток. Это конец для участка и фактически конец для Андреевичей как узла — он неизбежно превратится в линейную станцию и может быть даже не станцию, а платформу.

Маленький вокзальчик на пригорке выстроен в советские времена. Изначально здесь было роскошное здание, поставленное с прокладкой линии. Осталась булыжная мостовая как подъезд к вокзалу:

Деревня Андреевичи Волковысского района

Деревня Андреевичи Волковысского района

Это вроде бы естественные процессы — затухание сельской жизни, смерть второстепенных линий железной дороги, смена уклада жизни в принципе — но все равно грустно.

Деревня Андреевичи Волковысского района

Вольная энциклопедия «Белорусская глубинка» существует на пожертвования людей и бизнеса, а в благодарность за помощь распространяет контент бесплатно без каких-либо ограничений. Если вам нужны фотографии деревни Андреевичи Волковысского района в большом разрешении без водяных знаков, пожалуйста, напишите мне письмо по адресу denis.blisch@gmail.com. Дата и время съемки указаны в названии файлов.

Анонсы обновлений проекта публикуются в телеграм-канале «Белорусская глубинка».