В сознании среднестатистического белоруса Хойники являются синонимом максимальной провинциальной дыры – краем места обитания всего живого, краем Ойкумены. Студенты пугают друга друга распределением в Хойники и иногда это распределение таки случается: городок пусть и действительно удаленный, но не микроскопический – прописано 12 тысяч человек. На самом деле настоящим “концом глобуса” в Беларуси разумно считать Комарин, а если считать только по райцентрам, то я бы голосовал за Россоны. Хойники же пусть и действительно глушь, но все-таки основные ворота в Полесский радиационный заповедник (КПП “Бабчин”), имеет железнодорожную станцию и неплохие автомобильные связи с внешним миром. Хотя все-таки глушь…

К северному краю города подведена тупиковая железнодорожная линия из Василевичей, построенная еще в 1911-м году. Хотя будет правильнее сказать, что это Хойники подведены к линии, так как изначально она обрывалась в нескольких километрах от границы населенного пункта, обслуживая только лесозаготовки. Но архитекторы Хойников справедливо решили, что развиваться райцентр должен именно в сторону стальной магистрали, поэтому в профиле он получился вытянутым с двумя выраженными центрами в старой части и новой.

При этом автостанция и вокзал разнесены на максимальное удаление друг от друга и это тот редкий случай, когда подобное решение является разумным и оправданным. Ведь автобус, въезжая со стороны новой части города, будет вынужден проехать весь райцентр, что удобно для пассажиров – а с северной стороны расположено шоссе на Речицу и далее Гомель.

Ладно, я все равно приехал из Мозыря, а это как раз сразу в старые Хойники прямиком на автостанцию.

Город Хойники Гомельской области

Автостанция стоит практически на въезде в город в конце улицы Карла Маркса. На улице крайний дом 38-й, а у станции 32-й номер.

Город Хойники Гомельской области

Как ни странно, в Хойниках я бывал несколько раз, поэтому в целом городок мне знаком. Но главное: Хойники мне всегда казались какими-то пустынными в плане растительности. Тут как-то не хватает зеленых насаждений, хотя это может быть свойством местных почв. Нет, деревья, конечно, есть, не Казахстан.

Город Хойники Гомельской области

Город Хойники Гомельской области

Город Хойники Гомельской области

Город Хойники Гомельской области

Город Хойники Гомельской области

Улица товарища Маркса ведет на центральную площадь, где, не сложно догадаться, расквартирован Ленин и установлены все важнейшие присутственные места. Весна!

Город Хойники Гомельской области

Город Хойники Гомельской области

Город Хойники Гомельской области

Город Хойники Гомельской области

Город Хойники Гомельской области

Город Хойники Гомельской области

Белавтодоровский знак, попадающийся в некоторых белорусских городах. Хойники справедиво один из самых удаленных от столицы городов, хотя Брест все равно дальше 🙂 Реально наиболее далеким городом наверное стоит считать Высокое (короче 370 км по автодорогам маршрута не нашел), а из райцентров это явно будет Хотимск (390 км кратчайший вариант).

Город Хойники Гомельской области

Площадь сложена из стандартных домов-деталей, типовых повторных проектов для дома культуры, исполкома и так далее. Все узнаваемо и распространено в стране.

Город Хойники Гомельской области

Город Хойники Гомельской области

Не помню, где такой дом торговли видел, но где-то видел.

Город Хойники Гомельской области

Улица Карла Маркса пересекается под прямым углом с Советской и на месте их пересечения и есть площадь. В свою очередь Советская уводит из старой части городка в новую, сформировавшуюся около железнодорожной станции. Поворачиваю на нее:

Город Хойники Гомельской области

Город Хойники Гомельской области

Город Хойники Гомельской области

Город Хойники Гомельской области

Город Хойники Гомельской области

Типовой ресторан:

Город Хойники Гомельской области

Застройка быстро переходит в усадебную, а этажность снижается. Улица очень длинная, до нового города около 3 километров.

Город Хойники Гомельской области

Город Хойники Гомельской области

Гостиница модернизирована как минимум внешне. Не факт, что внутри все окей, может быть и адочек 🙂

Город Хойники Гомельской области

А это что-то от силовиков, причем, похоже, чуть не в единственном дореволюционном здании города.

Город Хойники Гомельской области

Город Хойники Гомельской области

Город Хойники Гомельской области

Город Хойники Гомельской области

Костел Вознесения Девы Марии, новодел из силиката. Как ни странно, я люблю такие культовые сооружения, построенные честно и от души: насколько было денег, так и сделали. Значит, не освоения бабла для, а по искренней любви.

Город Хойники Гомельской области

Город Хойники Гомельской области

Город Хойники Гомельской области

Улица продолжается в сторону нового города:

Город Хойники Гомельской области

Город Хойники Гомельской области

Город Хойники Гомельской области

Из-за профиля города местные власти вынуждены крепко поддерживать городское автобусное движение, так как даже на велосипеде не так просто пересечь Хойники из конца в конец. Обычно в Беларуси мелкие райцентры возят горожан чисто номинально, скажем, 5 рейсов в день по одному маршруту, 5. по другому. В Хойниках можно просто стать на остановке, и автобус приедет почти как в серьезном городе.

Я так и сделал, чтобы не тратить время на проход по длинному частному сектору и сразу переместился в новый город. По пути автобус проезжает улицу Ивана Мележа, уроженца здешних мест.

Новый город:

Город Хойники Гомельской области

Город Хойники Гомельской области

Город Хойники Гомельской области

Город Хойники Гомельской области

Город Хойники Гомельской области

Город Хойники Гомельской области

Город Хойники Гомельской области

Город Хойники Гомельской области

Город Хойники Гомельской области

Понятно, “новые Хойники” это не бог весть что, а преимущественно построенные несколько десятилетий назад кварталы пятиэтажек и общественные пространства в советском планировочном понимании. Типичный “спальник”, сомасштабный райцентру, но в целом ничем не отличающийся от такого же в любом другом месте.

Город Хойники Гомельской области

Город Хойники Гомельской области

Во дворы!

Город Хойники Гомельской области

А вот дворы… Честно, такой разрухи в белорусских дворах я не видел никогда. В целом сложно вообще сказать, будто Беларусь может гордиться каким-то особенным благоустройством внутриквартальных территорий, но в Хойниках просто ничего нет. Сплошная грязь, раскатанная машинами, жалкие остатки асфальта и тротуаров. Жесткач!

Город Хойники Гомельской области

Город Хойники Гомельской области

Город Хойники Гомельской области

Город Хойники Гомельской области

Причем, похоже, это не флуктуация, а обычная картина. Я прошел несколько блоков зданий, все примерно было одинаково:

Город Хойники Гомельской области

Город Хойники Гомельской области

Город Хойники Гомельской области

Город Хойники Гомельской области

Город Хойники Гомельской области

Город Хойники Гомельской области

Город Хойники Гомельской области

Увы, времени идти на станцию не было, так как я должен был отправляться на маршрутке дальше в Брагин. Железнодорожную ветку я обкатал чуть не 20 лет назад, но однажды на нее вернусь – неподалеку от промежуточной остановки есть в лесу интересный полупокинутый многоэтажный поселок.

Вольная энциклопедия «Белорусская глубинка» существует на пожертвования людей и бизнеса, а в благодарность за помощь распространяет контент бесплатно без каких-либо ограничений. Если вам нужны фотографии города Хойники Гомельской области в большом разрешении без водяных знаков, пожалуйста, напишите мне письмо по адресу denis.blisch@gmail.com. Дата и время съемки указаны в названии файлов.

Анонсы обновлений проекта публикуются в телеграм-канале «Белорусская глубинка».