Трудно представить, но Орша, имевшая более 123 тысяч населения, стремительно движется к выбыванию из почетного клуба белорусских городов-стотысячников. Это один из самых депрессивных в плане убыли жителей населенных пунктов страны, а в абсолютных числах и вовсе лидер. Маловероятно, что тренд на миграцию из Орши будет переломлен, так что к концу 2020-х годов райцентр «добьется своего». Впрочем, город все равно крупный и важный для белорусской экономики. Главный железнодорожный узел страны, в котором сходится сразу шесть направлений (столько же в Барановичах, но там четыре из шести веток скромные по пассажиро- и грузопотоку рокады). Под Оршей расположен главный автомобильный перекресток страны — скрещение магистралей Е30 (М1) и Е95 (М8).
Оршанский железнодорожный узел сложный не только потому, что в одной точке сходятся и расходятся шесть направлений, но и в связи с большими перерывами между их прокладкой. Основная магистраль Москва — Берлин появилась во второй половине XIX века, в начале XX пролегла линия из Петербурга в Одессу и уже в советское время возведены ветки в Кричев и Лепель.
Так или иначе всех пассажиров пропускает центральный вокзал — станция Орша-Центральная, второй по величине островной вокзал после Бреста. В Орше есть северная и южная сторона: из Минска составы принимает северная.
Остров со зданием вокзала между путями:
Попасть на него можно по пешеходному мосту, а также подъехать на такси на отдельную парковку:
Вид с моста на ближайшую городскую застройку. Ближайшая высотка из кирпича увенчана башенкой с часами, а также орденом Отечественной войны 1-й степени, который Орша получила в 1984-м году — через 40 лет после окончания ВОв выяснилось, что горожане проявили мужество и стойкость в годы сопротивления и оккупации.
Вид на ближайшую остановку общественного транспорта. Орша единственный известный мне белорусский город, где на внутригородских автобусных маршрутах массово используются убогие ПАЗы:
Тут же и автовокзал, прошедший ремонт по всем правилам агрореновации. Непонятные вставки, пирамиды, вентилируемый фасад — все как завещали деды:
Даже сейчас центральная станция Орши расположена фактически на окраине города. За годы после ее появления застройка окружила пути со всех сторон, однако по большей части это довольно хаотический частный сектор, прошитый насквозь улицей Василия Молокова с каменной застройкой. Она является главным связующим звеном центра и железки.
На углу Молокова и улицы с чудесным названием Пакгаузная дом-старичок 1845-го года постройки. Изначальное его предназначение не нагуглилось, но легко предположить, что он имел отношение к железной дороге:
И рядом с ним вот дом культуры работников стальных магистралей с такими же арочными оконцами по краям:
Обычная жилая застройка с легким налетом классических элементов, характерных эпохе «сталинок»:
Растяжка над улицей висит уже не первый год, меняются только лозунги. В 2021-м году кумач призывал к народному единству:
Оршанская городская поликлиника №5 на Молокова, 13 своими широкими окнами выдает межвоенное происхождение и, опять же, связана с железной дорогой (логотип БЧ вверху справа):
Ряды типовых двух- и трехэтажек 50-х годов постройки:
Реновация фасада через навешивание панелей:
Еще дальше застройка молодеет, то есть логика развития этой улицы предполагала сначала освоение ближайшего к вокзалу участка:
В районе перекрестка с улицей Мира появляются и вовсе свежие дома. Это начинается микрорайон Черемушки, развивавшийся на протяжении нескольких десятилетий — с 70-х годов XX века по нулевые уже следующего столетия.
Нечетная сторона улицы — 90-е годы:
Слева 1998-й, справа 2008-й:
Дальше микрорайон вновь «стареет», хотя местами в нем попадаются уплотнительные вставки более поздних периодов. Общий вид — хрущевско-брежневское стремительное наращивание метража:
Поликлиника №3 с кожвеном под одной крышей:
К значит кронирование:
Уже дойдя до конца Черемушков я понял, что пока не увидел ни одного панельного дома в Орше… Это как минимум необычно, хотя и может объясняться в том числе отсутствием своего ДСК в городе.
Улица Мира ныряет в узкое горлышко железнодорожного путепровода. Поверху идут пути к станции Орша-Восточная и к развязке на Могилев и Кричев. Три ключевые станции города — Центральная, Восточная и Западная и рельсы между ними — образовывают замкнутое кольцо. В зеленом кожухе какие-то трубопроводы, которые, наверное, без этого кошмарного кожуха смотрелись бы даже лучше.
Массовая застройка продолжается. Город никак не решается взять 9-этажную высоту и предлагает однотипные блочные и кирпичные хрущевки в ассортименте. Это называется микрорайон Восточный:
Здесь я свернул вглубь дворов, чтобы насладиться Оршей без прикрас. Насладился, делюсь:
Местами попадаются вставки частного сектора:
Здесь же, в Восточном, появляются, наконец, панельки. Это самая простая 88-я серия или ее какая-то модификация:
За домами виднеется школа №2:
Педколледж имени Машерова:
От колледжа открываются роскошные виды на центр, лежащий в глубокой пойме Днепра и его притока Оршицы:
К счастью, есть приличная лестница и не приходится проявлять чудеса эквилибристики, чтобы спуститься вниз.
Улица Энгельса:
В трехэтажке с гербом городской и районный суды:
Храм Рождества Пресвятой Богородицы Орши новодел, но стоит на месте исторического:
В общем, это уже сердце города. Рядом городище и замчище, чуть вперед все основные достопримечательности, сохранишиеся до наших времен. Мост на Замковой улице, я смотрю на воды Оршицы, которая через полсотни метров пополнит русло Днепра:
Впереди по курсу пожарная часть:
Мельница возрастом за сотню лет:
Элементы рядовой застройки XIX века:
Наиболее известный архитектурный памятник города, коллегиум ордена Иезуитов:
Вид от сквера:
Триумфальная арка (в честь какого триумфа и когда поставлена не знаю):
Центральная улица города носит имя Ленина. Ее створ:
Застроена она без лишней пышности и этажности: Орша никогда не была областным центром и лишние завитушки ей не были положены. В отличие, например, от Барановичей, городе такого же класса и схожей судьбы.
Главная площадь, понятно, тоже Ленина. Памятник т.н. самому человечному человеку здесь же:
Именно от площади Ленина начинается улица Мира, которая затем переходит в Молокова и заканчивается у вокзала, но логика моего описания потребовала отклонения от нее и возвращения уже здесь, в центре. Итак, створ Мира:
Бизнес-инкубатор ?♂️
Небольшой тупиковый аппендикс под названием Пролетарской улицы попал в объектив только за счет расположения на нем райисполкома (на дальнем плане). Да, Орша на удивление не отделена от района и управляется одним штабом чиновников.
Сложный перекресток Мира, Островского и Пролетарской:
Он же с другого ракурса:
Буквально пара шагов дальше по Мира в сторону вокзала…
…чтобы зафиксировать главную гостиницу города с немудреным названием «Орша» и со спокойной душой мчать на поезд домой:
Вольная энциклопедия «Белорусская глубинка» существует на пожертвования людей и бизнеса, а в благодарность за помощь распространяет контент бесплатно без каких-либо ограничений. Если вам нужны фотографии города Орша Витебской области в большом разрешении без водяных знаков, пожалуйста, напишите мне письмо по адресу denis.blisch@gmail.com. Дата и время съемки указаны в названии файлов.
Анонсы обновлений проекта публикуются в телеграм-канале «Белорусская глубинка».