Друя — одно из самых душевных мест, что я знаю в Беларуси. Небольшой агрогородок буквально на границе с Латвией в Браславском районе, когда-то был городом на 5000 человек, поэтому сохранил кое-какую каменную историческую застройку, костел и церковь. В Друе шикарный вид на Западную Двину и соседний латвийский городок Пиедруя, сюда ведет глушайшая железнодорожная ветка, по которой можно приехать в старом вагоне прямиком из Минска.

Последние 15 лет все пассажирское движение по тупиковой ветке Воропаево — Друя ограничивается одной парой составного пассажирского поезда, в котором два вагона из Минска и один из Витебска. Расписание составлено так, что при свете дня увидеть ветку можно лишь в самые длинные дни года примерно с середины мая по начало августа. При движении из Минска проснуться придется около 4 утра во время стоянки в Воропаево.

Агрогородок Друя Браславского района

Эту ветку построили поляки в межвоенное время, чтобы соединить с узкоколейной линией Дукштас — Браслав — Друя и организовать пересадку. Узкоколейка была разобрана только в 1967-м году, в десятилетие, когда автомобильные дороги окончательно вытеснили поезда на колее 750 миллиметров. А вот стандартная колея (1435 мм в польское время и 1520 в советское) обладала куда большей ценностью, поэтому сохранилась. Беспокоиться о сохранности конкретно линии на Друю не стоит: благодаря запуску крупного металлопроката в Миорах, что расположены по пути, она будет загружена. Другое дело, что может быть закрыто пассажирское движение — спешите видеть.

На конечную станцию приехало человек 10. Это пограничная зона, поэтому пассажиров встречает служивый и проверяет паспорта. Несмотря на то, что в Друе есть возможность буквально руками потрогать пограничный столб, агрогородок остается именно в погранзоне, а не погранполосе, требующей отдельного бумажного разрешения. Видимо, из-за определенного туристического потенциала населенного пункта.

Агрогородок Друя Браславского района

Линию обслуживает престарелый тепловоз М62 еще со старой светотехникой. Порядковый номер позволяет выяснить год его производства — 1972-й.

Тепловоз при необходимости занимается грузовой вывозной работой до узловой станции Крулевщизна на линии Полоцк — Молодечно, а вечером забирает вагоны и вновь развозит их по назначению. В 2004-м году в летнем расписании появился пригородный поезд Друя — Воропаево, но продержался только полгода, увы.

Тепловоз пошел на разворот в тупик:

Агрогородок Друя Браславского района

Профиль агрогородка представляет из себя подкову, где один из ее концов достигает станции, а середина вплотную подходит к Западной Двине в месте ее слияния с притоком Друйкой. Улица Ленина в центр деревни:

Агрогородок Друя Браславского района

Село спит, на часах 6 утра воскресенья.

Агрогородок Друя Браславского района

Агрогородок Друя Браславского района

Агрогородок Друя Браславского района

Агрогородок Друя Браславского района

Агрогородок Друя Браславского района

Не спят овечки!

Агрогородок Друя Браславского района

Полузаброшенный дом-четырехквартирник, в котором как минимум одно жилище остается заселенным. Печальная повсеместная картина.

Агрогородок Друя Браславского района

Внезапно — волейбольная площадка:

Агрогородок Друя Браславского района

Уже недалеко от станции, то есть в самой молодой части Друи, начинают попадаться старые каменные дома, сложенные, вероятно, около 100 лет назад.

Агрогородок Друя Браславского района

Дорога поворачивает к комплексу зданий местной средней школы. Изначально он строился под ПТУ №172, затем здесь около 20 лет работал детдом смешанного типа (для круглых и социальных сирот), но в процессе оптимизации стал общим учреждением образования. Родное здание друйской школы заброшено.

Агрогородок Друя Браславского района

Агрогородок Друя Браславского района

Агрогородок Друя Браславского района

Застройка улицы Ленина, вид в центр:

Агрогородок Друя Браславского района

Отдельно стоящая трехэтажка, вероятно, жилье педсостава когдатошнего училища:

Агрогородок Друя Браславского района

Сельсовет:

Агрогородок Друя Браславского района

Винтажная пожарная часть с деревянной каланчой:

Основной достопримечательностью Друи стоит считать костел Святой Троицы, построенный еще в середине XVII века. Столетие спустя он был перестроен, ему добавлена колокольня и ограда с воротами. Сильно пострадал в войну от прямого попадания авиаснаряда, но после возвращения верующим потихоньку восстановлен. Красивейшее строение, никаких сомнений.

Агрогородок Друя Браславского района

На территории:

Агрогородок Друя Браславского района

Агрогородок Друя Браславского района

Издалека:

Агрогородок Друя Браславского района

На стыке XIX и XX веков Друя имела 5000 наличных душ населения, но с тех пор неуклонно теряла жителей. Конечно, основной удар нанесла Вторая Мировая и уничтожение еврейского населения в здешнем гетто, но и после войны уже не город, а только поселок хирел и в конце концов дошел до стадии агрогородка. Немое свидетельство происходящих демографических процессов:

Агрогородок Друя Браславского района

Агрогородок Друя Браславского района

Агрогородок Друя Браславского района

Агрогородок Друя Браславского района

Но досмотренных и явно обжитых домов все равно больше, тем более заброшенные в Беларуси довольно быстро сносят с глаз долой.

Агрогородок Друя Браславского района

Агрогородок Друя Браславского района

Почта в старинном здании:

Агрогородок Друя Браславского района

Заброшка школы, переехавшей в помещения интерната:

Агрогородок Друя Браславского района

Несколько обитаемых силикаток:

Агрогородок Друя Браславского района

Агрогородок Друя Браславского района

Агрогородок Друя Браславского района

В месте наиболее плотного примыкания застройки к берегу Западной Двины образована площадь, имевшая когда-то рядовую плотную застройку. Остатки застройки:

Агрогородок Друя Браславского района

Агрогородок Друя Браславского района

Агрогородок Друя Браславского района

Один из домиков занимает продмаг.

Агрогородок Друя Браславского района

У продмага с названием «Железнодорожный» мурал на соответствующую тематику — расписание движения по линии Воропаево — Друя с упоминанием того самого пригородного поезда.

Агрогородок Друя Браславского района

И у соседнего домика продолжена тема! Здесь об узкоколейке Друя — Браслав — Дукштас.

Агрогородок Друя Браславского района

На площади разворачиваются автобусы и лежит один из Борисовых камней. Этот найден в устье Друйки и точь-в-точь повторяет известную надпись «Господи, помоги рабу своему Борису». Наиболее известный Борисов камень находится у Полоцкой Софии.

Агрогородок Друя Браславского района

Агрогородок Друя Браславского района

Набережная. Есть лавочки на берегу, за деревьями — дом культуры неживого вида.

Агрогородок Друя Браславского района

Фарватер реки является государственной границей Беларуси и Латвии. На той стороне виднеются постройки местечка Пиедруя.

Агрогородок Друя Браславского района

Агрогородок Друя Браславского района

Последние кадры перед прибытием автобуса из Браслава. Синагога:

Агрогородок Друя Браславского района

Старый мост от узкоколейной железной дороги, перекинутый через Друйку:

Агрогородок Друя Браславского района

Здесь она и впадает в Западную Двину.

Агрогородок Друя Браславского района

Вольная энциклопедия «Белорусская глубинка» существует на пожертвования людей и бизнеса, а в благодарность за помощь распространяет контент бесплатно без каких-либо ограничений. Если вам нужны фотографии агрогородка Друя Браславского района в большом разрешении без водяных знаков, пожалуйста, напишите мне письмо по адресу denis.blisch@gmail.com. Дата и время съемки указаны в названии файлов.

Анонсы обновлений проекта публикуются в телеграм-канале «Белорусская глубинка».