Друя — одно из самых душевных мест, что я знаю в Беларуси. Небольшой агрогородок буквально на границе с Латвией в Браславском районе, когда-то был городом на 5000 человек, поэтому сохранил кое-какую каменную историческую застройку, костел и церковь. В Друе шикарный вид на Западную Двину и соседний латвийский городок Пиедруя, сюда ведет глушайшая железнодорожная ветка, по которой можно приехать в старом вагоне прямиком из Минска.
Последние 15 лет все пассажирское движение по тупиковой ветке Воропаево — Друя ограничивается одной парой составного пассажирского поезда, в котором два вагона из Минска и один из Витебска. Расписание составлено так, что при свете дня увидеть ветку можно лишь в самые длинные дни года примерно с середины мая по начало августа. При движении из Минска проснуться придется около 4 утра во время стоянки в Воропаево.
Эту ветку построили поляки в межвоенное время, чтобы соединить с узкоколейной линией Дукштас — Браслав — Друя и организовать пересадку. Узкоколейка была разобрана только в 1967-м году, в десятилетие, когда автомобильные дороги окончательно вытеснили поезда на колее 750 миллиметров. А вот стандартная колея (1435 мм в польское время и 1520 в советское) обладала куда большей ценностью, поэтому сохранилась. Беспокоиться о сохранности конкретно линии на Друю не стоит: благодаря запуску крупного металлопроката в Миорах, что расположены по пути, она будет загружена. Другое дело, что может быть закрыто пассажирское движение — спешите видеть.
На конечную станцию приехало человек 10. Это пограничная зона, поэтому пассажиров встречает служивый и проверяет паспорта. Несмотря на то, что в Друе есть возможность буквально руками потрогать пограничный столб, агрогородок остается именно в погранзоне, а не погранполосе, требующей отдельного бумажного разрешения. Видимо, из-за определенного туристического потенциала населенного пункта.
Линию обслуживает престарелый тепловоз М62 еще со старой светотехникой. Порядковый номер позволяет выяснить год его производства — 1972-й.
Тепловоз при необходимости занимается грузовой вывозной работой до узловой станции Крулевщизна на линии Полоцк — Молодечно, а вечером забирает вагоны и вновь развозит их по назначению. В 2004-м году в летнем расписании появился пригородный поезд Друя — Воропаево, но продержался только полгода, увы.
Тепловоз пошел на разворот в тупик:
Профиль агрогородка представляет из себя подкову, где один из ее концов достигает станции, а середина вплотную подходит к Западной Двине в месте ее слияния с притоком Друйкой. Улица Ленина в центр деревни:
Село спит, на часах 6 утра воскресенья.
Не спят овечки!
Полузаброшенный дом-четырехквартирник, в котором как минимум одно жилище остается заселенным. Печальная повсеместная картина.
Внезапно — волейбольная площадка:
Уже недалеко от станции, то есть в самой молодой части Друи, начинают попадаться старые каменные дома, сложенные, вероятно, около 100 лет назад.
Дорога поворачивает к комплексу зданий местной средней школы. Изначально он строился под ПТУ №172, затем здесь около 20 лет работал детдом смешанного типа (для круглых и социальных сирот), но в процессе оптимизации стал общим учреждением образования. Родное здание друйской школы заброшено.
Застройка улицы Ленина, вид в центр:
Отдельно стоящая трехэтажка, вероятно, жилье педсостава когдатошнего училища:
Сельсовет:
Винтажная пожарная часть с деревянной каланчой:
Основной достопримечательностью Друи стоит считать костел Святой Троицы, построенный еще в середине XVII века. Столетие спустя он был перестроен, ему добавлена колокольня и ограда с воротами. Сильно пострадал в войну от прямого попадания авиаснаряда, но после возвращения верующим потихоньку восстановлен. Красивейшее строение, никаких сомнений.
На территории:
Издалека:
На стыке XIX и XX веков Друя имела 5000 наличных душ населения, но с тех пор неуклонно теряла жителей. Конечно, основной удар нанесла Вторая Мировая и уничтожение еврейского населения в здешнем гетто, но и после войны уже не город, а только поселок хирел и в конце концов дошел до стадии агрогородка. Немое свидетельство происходящих демографических процессов:
Но досмотренных и явно обжитых домов все равно больше, тем более заброшенные в Беларуси довольно быстро сносят с глаз долой.
Почта в старинном здании:
Заброшка школы, переехавшей в помещения интерната:
Несколько обитаемых силикаток:
В месте наиболее плотного примыкания застройки к берегу Западной Двины образована площадь, имевшая когда-то рядовую плотную застройку. Остатки застройки:
Один из домиков занимает продмаг.
У продмага с названием «Железнодорожный» мурал на соответствующую тематику — расписание движения по линии Воропаево — Друя с упоминанием того самого пригородного поезда.
И у соседнего домика продолжена тема! Здесь об узкоколейке Друя — Браслав — Дукштас.
На площади разворачиваются автобусы и лежит один из Борисовых камней. Этот найден в устье Друйки и точь-в-точь повторяет известную надпись «Господи, помоги рабу своему Борису». Наиболее известный Борисов камень находится у Полоцкой Софии.
Набережная. Есть лавочки на берегу, за деревьями — дом культуры неживого вида.
Фарватер реки является государственной границей Беларуси и Латвии. На той стороне виднеются постройки местечка Пиедруя.
Последние кадры перед прибытием автобуса из Браслава. Синагога:
Старый мост от узкоколейной железной дороги, перекинутый через Друйку:
Здесь она и впадает в Западную Двину.
Вольная энциклопедия «Белорусская глубинка» существует на пожертвования людей и бизнеса, а в благодарность за помощь распространяет контент бесплатно без каких-либо ограничений. Если вам нужны фотографии агрогородка Друя Браславского района в большом разрешении без водяных знаков, пожалуйста, напишите мне письмо по адресу denis.blisch@gmail.com. Дата и время съемки указаны в названии файлов.
Анонсы обновлений проекта публикуются в телеграм-канале «Белорусская глубинка».