Деревня Гродзянка могла быть самой обычной деревней, но судьба распорядилась иначе. Сюда ежегодно приезжают пусть редкие, но туристы. Они очень странные: в деревне им нужна только железнодорожная станция и больше ничего (да больше ничего особо и нет). Эти любители стальных магистралей тащатся от единственного в Беларуси грузопассажирского поезда, дважды в день приезжающего из Осиповичей. Один пассажирский плацкартный вагон в сцепке с грузовыми преодолевает тупиковую 35-километровую ветку за час, щедро одаривая путешественников незабываемыми впечатлениями.
Гродзянка была довольно крупным поселением на протяжении нескольких советских десятилетий. У нее даже был статус рабочего поселка, которого она лишилась лишь в 2002-м году. Железная же дорога на протяжении столетия использовалась в основном для вывоза леса, хотя в 90-х ей добавилась новая функция. На границе Червенского и Осиповичского районов был построен битумный завод, ныне крупнейший в стране битумный завод. Он требует ввозной и вывозной работы круглогодично, так что линия продолжит существовать.
Термин «грузопассажирский поезд» является официальным. Это распространенная практика в странах бывшего СССР, но конкретно в Беларуси такой состав один на всю страну. Грузопассажирские поезда состоят одновременно и из пассажирских, и грузовых вагонов (но могут следовать и без последних) и имеют свой номерной диапазон 9xx.
Поезд Осиповичи — Гродзянка в ходу дважды в день. Схема следующая: поздно вечером в деревню заезжает состав и остается ночевать, чтобы рано утром развести трудящихся от мест компактного проживания в райцентр; после он сразу же возвращается в Гродзянку, отстаивается несколько часов и едет в Осиповичи привезти людей домой. В пути есть несколько остановок.
Между рейсами тепловоз может быть задействован на маневровых и вывозных работах. Вот, кстати, грузят лес в полувагоны, чтобы с ближайшим рейсом отогнать их на узел в Осиповичи и вцепить в какой-нибудь крупный состав передать заказчику.
Станция трехпутка, вокзал типовой позднесоветский.
Время пройтись по деревне.
Самый грустный вещевой рынок на свете:
Одинокое отделение банка, работающее по четвергам с 8:40 до 13:40:
Продовольственный государственной сети «Белкоопсоюза»:
Параллельно железной дороге идет улица Василия Хатько, уроженца Гродзянки, погибшего в Афганистане.
Сельский клуб и библиотека:
Конторское здание и промышленное здание полузаброшенного вида. С большим трудом восстановил принадлежность — ОАО «ФанДОК», склады и производственный участок.
Слева в деревяшке сидит сельсовет.
Каким-то чудом выживает частный магазин «Надежда»:
Почему чудом? Гродзянка стремительно теряет население и вообще выглядит как не слишком живая деревня. Так бывает, если в округе дела идут плохо у работодателей.
Ленинский переулок:
Советская улица:
Действующий ФАП:
Там вдалеке видна школа, закрытая несколько лет назад за ненадобностью. Время не щадит Гродзянку 🙁
Единственная асфальтированная улица в деревне носит имя Андриевича. Это конечная остановка маршрутных автобусов из Осиповичей. Да, помимо поезда, сюда можно добраться и колесным транспортом и тоже минимум дважды в день.
А вот в соседний Червенский район несмотря на хорошее местное шоссе уже никак.
Вольная энциклопедия «Белорусская глубинка» существует на пожертвования людей и бизнеса, а в благодарность за помощь распространяет контент бесплатно без каких-либо ограничений. Если вам нужны фотографии деревни Гродзянка Осиповичского района в большом разрешении без водяных знаков, пожалуйста, напишите мне письмо по адресу denis.blisch@gmail.com. Дата и время съемки указаны в названии файлов.
Анонсы обновлений проекта публикуются в телеграм-канале «Белорусская глубинка».