Многие населенные пункты Беларуси были крупнее и значимее, чем сейчас, сто и более лет назад. Речь не просто про естественную убыль населения какой-нибудь деревни, а именно про значительное снижение жителей в силу внешних обстоятельств. Холопеничи один из таких примеров: даже в XIX веке поселок был по многим показателям значимее, чем он же в XXI. После создания СССР Холопеничи были районным центром более 30 лет с небольшим перерывом в 30-х годах и лишились этого статуса только в ходе структурной реформы территориально-административного деления республики 60-х годов (которая в свою очередь стала возможной благодаря быстрому развитию автотранспортных связей). Сейчас Холопеничи богом забытый поселок городского типа на границе Витебской и Минской областей, не выполняющий даже «норму» по числу жителей — ему бы быть агрогородком или деревней.
Увы, в поселке почти нет даже довоенной каменной застройки. Доминантной населенного пункта, его высочайшим зданием остается руинизированная Успенская церковь первой половины XIX века. Она возвращена православной общине в 1991-м году и формально ожидает реставрации. Думаю, не дождется: стоимость работ по восстановлению оригинального храма должна превышать все возможности верующих округи.
Еще в 90-х у руин срублен деревянный временный храм, он и восполняет пробел в духовном окормлении местных жителей.
Революционная улица, она же начало местного шоссе Н3802, соединяющего Холопеничи с деревней Черея, тоже когда-то бывшей районным центром. Уникальное место хотя бы тем, что дошло даже до лишения статуса сельского совета.
В месте схождения Революционной и Карла Маркса получилась площадь, уже слабо угадываемая в ходе многочисленных трансформаций поселка.
Здание поселкового совета:
В Холопеничи пришел сетевой ритейл в виде минимаркета «Евроопта»:
Бывший жилой дом, теперь заброшка:
В поселке есть памятник его наиболее знаменитому уроженцу, Адаму Богдановичу, отцу Максима Богдановича, этнографу и историку.
Интересным мне показалось здание дома культуры, которое всем своим видом выдавало древнее происхождение.
Действительно — бывший монастырь доминиканского ордена. Католиков отсюда выдавливали начиная с восстания 1830-31 годов.
Время пройтись по улицам поселка.
Это Советская улица, начало местной дороги, приводящей по итогу в Лепель.
В розовом доме аптека и магазин «Кумпячок»:
Небольшая поселковая больница на пригорке:
Один из ее неиспользуемых корпусов:
Школа:
Как ни странно, но в Холопеничах почти нет многоквартирной застройки. Большинство жителей проживает в индивидуальных домах, а двух- и трехэтажки попадаются совсем редко. Типа таких:
А это частные домики, некоторые заброшенные:
Артефакт — керосиново-бензиновая заправочная станция. В СССР керосиновые примусы, плиты и керогазы массово использовались в быту и после войны. Есть ненулевая вероятность, что какое-то время в 50-е еще были в ходу и трактора на керосиновых двигателях, наследия довоенной тяжелой промышленности.
Здание колхозной конторы:
На улице Карла Маркса расположена группа из трех многоквартирных домов, детсад и художественная школа. Самая урбанизированная часть поселка:
Никогда не сказал бы, что Холопеничи это городская среда. Обычная белорусская деревня, пусть и крупная:
Вольная энциклопедия «Белорусская глубинка» существует на пожертвования людей и бизнеса, а в благодарность за помощь распространяет контент бесплатно без каких-либо ограничений. Если вам нужны фотографии поселка городского типа Холопеничи Крупского района в большом разрешении без водяных знаков, пожалуйста, напишите мне письмо по адресу denis.blisch@gmail.com. Дата и время съемки указаны в названии файлов.
Анонсы обновлений проекта публикуются в телеграм-канале «Белорусская глубинка».