Новополоцк и Полоцк к 2000-му году должны были слиться в единое целое, превратившись в седьмой по величине белорусский город, но не срослось. Более того, Новополоцк так и не смог перешагнуть через Западную Двину, оставшись целиком на левом берегу. В 2019-м в его состав был включен поселок Боровуха, то есть формально он все-таки перешагнул, но это вообще не то, что задумывалось. Единая трамвайная система, дополнительный автомобильный мост, стремительный рост населения — таким должен был стать Новополоцк по планам его основателей. Впрочем, и сейчас это один из системообразующих белорусских городов, сердце отечественной нефтехимии.
Новополоцк типичный советский моногород, построенный с нуля. За чертой — главный работодатель, мегазавод, генерирующий огромные маятниковые потоки людей. Люди живут в плотных многоэтажных кварталах, нанизанных на центральную автомобильную ось (таковой выступает Молодежная улица) и для их заброса к месту приложения труда и обратно проложена выделенная трамвайная линия. В общем, это концепция любого подобного города: сделать так, чтобы можно было бесперебойно перемещать массы трудящихся.
Железная дорога с пассажирским движением в Новополоцке формально есть — это станция Ропнянская на участке Полоцк — Бигосово, но реально встроить ее в потребности горожан невозможно. Через станцию проходит всего несколько дизель-поездов в сутки, а единственный дальний пассажирский Минск — Рига, разумеется, не останавливается.
В общем, главными воротами города является автовокзал:
Автовокзал является частью общественного ядра Новополоцка, включающего также центральный торговый дом, штаб власти, дворец культуры и парк. Все это богатство связано широким пешеходным бульваром, начало которого расположено как раз у автовокзала. Бульвар носит имя бывшего директора «Полимира» Льва Новожилова.
Кроме того, по ближайшей улице Блохина проложены трамвайные рельсы:
В год, когда написан этот текст, над новополоцким трамваем сгустились тучи. Содержание инфраструктуры и обновление подвижного состава вдруг оказалось не под силу городскому бюджету, поэтому Новополоцк хочет испытать на себе, что такое перевозка тысяч людей автобусами.
В промзоне:
Парадный вид на бульвар Новожилова обеспечивает жилой дом по индивидуальному проекту:
Бульвар:
На подходе к центральной площади имени Строителей. Коммунальная гостиница «Беларусь»:
Одним своим торцом она выходит вот на этот угол, где образован перекресток Молодежной и аллеи Новожилова:
Самая площадь просто кошмарно огромная и бессмысленная — ее невозможно приспособить ни под что, кроме массовых собраний трудящихся по особо торжественным поводам.
Власть:
Противоположная сторона, направление Молодежной на восток. В угловом здании некоторые присутственные бюрократические места, в высотке позади общежитие.
На углу площади сидит бронзовый «Музыкант», такая скромная попытка наделить суровый город чертами атмосферы уюта:
Вперед по Молодежной.
Главная улица Новополоцка прямо более чем скромная. Город строился аккурат в зените «экономной экономики», поэтому тут даже и хрущевки-пятиэтажки, и простенькие силикатные многоэтажки. Местами между ними точки общественного притяжения типа магазинов и заведений отрасли гостеприимства.
Некая «Пралеска» с лютым Нептуном-фонтаном:
Перекресток Молодежной и Калинина следует считать главным в городе. Если Молодежная проходит через Новополоцк по всей его длине, то Калинина пересекает в узком месте — один ее конец приводит к проходной «Нафтана», другой на мост через Западную Двину, далее на трассу Р20 Витебск — граница Латвии и, как вариант, в Полоцк.
Акцент на перекрестке за красной многоэтажкой с пристроенным объемом ресторана:
Вид на Калинина:
Новополоцк разделен на 10 микрорайонов примерно одинаковых размеров. Наиболее старые — наиболее удаленные при движении от Полоцка, а вот новейшие строились уже в наше время. Здесь я свернул на Калинина и нырнул вглубь 4-го:
Локальный бульвар внутри жилмассива является пешеходной связью с остановкой трамвая. По моим прикидкам архитекторы Новополоцка рассчитывали, что из любого дома дойти до линии на завод можно было не более чем за 15 минут. Теперь такое правило не работает из-за расширения города на юго-восток — рельсы вслед за этим расширением никто не прокладывал.
Разные варианты жилья:
И такое:
Вышел на Блохина:
Разумеется, в столь монотонном городе обязательно должны были появляться особенные акценты, призванные разнообразить архитектурное полотно и придать городу оригинальный вид. Вот, как комплекс этих высоток вдоль улицы Дружбы:
Зашкаливающая брутальность, конечно:
Пошатался еще немного по 6-му микрорайону, но глаз больше ни за что не цеплялся:
Закончу снимком с противоположной стороны Западной Двины, чтобы показать не только бетонно-кирпичное лицо Новополоцка. Он все-таки разный 🙂
Анонсы обновлений проекта публикуются в телеграм-канале «Белорусская глубинка».