Попасть в Борисов легче легкого, даже если вы не на своей машине. Есть довольно частые электрички с “Минск-Восточного” и “Института Культуры”, есть маршрутки буквально каждые 5 минут от станции метро “Восток”.
Так как город довольно большой, то передвигаться по нему тоже придется либо на личном транспорте, либо на общественном. Общественный в городе развит неплохо, есть разветвленная сеть автобусов и маршруток. Местная особенность: платить за проезд следует при выходе из микроавтобуса.
Я начал свой пеший путь по городу от улицы Лопатина, так как приехал в Борисов из Бегомля, а не Минска. В принципе, ничего не мешает построить маршрут иначе, с юга, то есть условно “от Минска”. Главный ориентир – заречная часть города, так называемый Старый Борисов. Нам, в общем, туда, это главное.
Лопатина является транзитной магистралью, переходящей в шоссе Р63, поэтому движение здесь интенсивное. Эта интенсивность, а также узкий профиль дороги самым неожиданным образом сказались на внешнем виде улицы.
Старые деревянные дома, многие из которых построены еще в довоенное время (а некоторые, видимо, и дореволюционное), стоят с закрытыми ставнями на тех фасадах, что выходят на Лопатина. Внешне дома кажутся отселенными, но на самом деле это просто защита от шума и пыли. Движение мощное, местным жителям можно только посочувствовать.
Район это небогатый, все новостройки-коттеджи прячутся в глубине. Также, судя по всему, старые “деревяшки” определены под снос, поэтому улица естественным образом законсервирована. Убрать машины и асфальт, и мы получим Старый Борисов образца 50- и даже 100-летней давности.
Лопатина, спускаясь к Березине, подводит туриста в сердце города – к Старо-Борисовскому рынку, Воскресенскому собору и “красной” площади. Красной я ее назвал сам, так как официального названия она, если верить картам, не имеет. В то же время сложена из зданий с красными фасадами.
Пожалуй, ни в одном городе Беларуси нельзя сделать столь фактурные кадры, подошедшие бы уездному городу, не пострадавшему от Второй Мировой. Увы, в нашей стране не пострадавших почти нет.
В Борисове массово сохранилась городская застройка XIX века, хоть она значительно зашумлена лайтбоксами и рекламой.
Рынок здесь стоит с незапамятных времен. Торговые ряды возведены еще в конце позапрошлого столетия и используются по назначению до сих пор.
Убрать современные вывески и торговые павильоны, и вот она – машина времени.
Как я уже говорил, площадь у рынка и Воскресенского собора сложена из зданий XIX века с преимущественно красными фасадами. Это придает целостность кварталу и просто смотрится круто.
Воскресенский собор Борисова является визитной карточкой города. Это честный XIX век, классика классик. Семь лет назад собор прошел реконструкцию и реставрацию, и ему это явно пошло на пользу.
Перед собором установлен памятник основателю города князу Борису.
Машины сворачивают налево на большой автомобильный мост, а я иду к пешеходному. Он соединяет старый и новый город и, кроме того, ведет к главному пляжу города, а также так называемым “Батареям”.
“Батареи” – объект инженерного искусства начала XIX века. Они построены перед войной 1812-го года как укрепрайон на высоком берегу Березины и являются составной частью Борисовского государственного объединенного музея. Памятник с 1926 года.
“Парадная” часть “Батарей” представляет из себя крутую лестницу с площадкой наверху. На площадке установлены две пушки и памятный знак.
Ну а сам укрепрайон – это рвы и гребни, насыпанные 200 лет назад. Сейчас все заросло высоченными деревьями и это скорее уже дикий парк. Повсюду проложены дорожки, можно гулять.
Вольная энциклопедия «Белорусская глубинка» существует на пожертвования людей и бизнеса, а в благодарность за помощь распространяет контент бесплатно без каких-либо ограничений. Если вам нужны фотографии города Борисова Минской области в большом разрешении без водяных знаков, пожалуйста, напишите мне письмо по адресу denis.blisch@gmail.com. Дата и время съемки указаны в названии файлов.
Анонсы обновлений проекта публикуются в телеграм-канале «Белорусская глубинка».